МБОУ "СОШ п.Ударный"
пгт Ударный
  • Информация об условиях питания обучающихся

    Питание 27.09.2021

    ПРОГРАММА

    совершенствования организации питания «Школьное здоровое питание»

    1. Паспорт программы совершенствования организации питания «Школьное здоровое питание»

    Наименование Программы

    Программа совершенствования организации питания «Школьное здоровое питание» на период с 2019 года по 2022 года.

    Основание для разработки Программы

    Конвенция о правах ребенка. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Закон Российской Федерации «Об образовании». СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования» Постановление главного санитарного врача РФ от 31.09.2006 года №30 «Об организации питания учащихся в ОУ»

    Разработчики Программы

    Администрация МКОУ «СОШ п. Ударный»

    Основные

    исполнители Программы

    Администрация, педагогический коллектив школы, работники школьной столовой, родители.

    Цель Программы

    Обеспечение 100% охвата школьников рациональным и сбалансированным горячим питанием в целях сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

    Основные задачи Программы:

    1. Совершенствование организации, повышение качества, сбалансированности и обеспечение безопасности питания обучающихся.

     2. Развитие материально – технической базы. Повышение квалификации кадров, обеспечение охраны труда при организации питания в школе.

     3. Совершенствование организации контроля качества сырья и готовых рационов.

     4. Совершенствование организации питьевого режима.

    5. Формирование у детей и подростков рационального пищевого поведения и знаний об основах здорового питания.

     6. Организация системы мониторинга питания обучающихся. Внедрение современных методов мониторинга состояния питания.

    7. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей школьного возраста.

    8. Переоборудование пищеблока из буфета в столовую.

    Основные направления Программы

    1. Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение реализации программы.

    2. Методическое обеспечение, работа с педагогическим коллективом.

     3. Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся

    4. Проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам здорового питания; пропаганда принципов здорового питания.

    5. Укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока образовательного учреждения, расширению сферы услуг для учащихся и родителей.

    Этапы реализации Программы 2019 год – постановка целей, задач, разработка направлений реализации программы.

    2019-2022 годы – реализация основных направлений деятельности по программе 2019 год – мониторинг эффективности, анализ проблем, перспективное планирование на предстоящий период.

    Источники финансирования

    Средства Регионального, районного бюджета. Средства бюджета муниципального образования. Родительские средства. Другие источники.

    Ожидаемые результаты реализации Программы

    100% охват обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; - обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании; - отсутствие у обучающихся инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; - высокий уровень культуры приема пищи школьниками; - улучшение санитарно-гигиенического состояния и эстетического оформления школьной столовой.

    Организация контроля за исполнением Программы

    1. Общественный контроль за организацией и качеством питания школьников со стороны родительского комитета школы.

    2. Информирование общественности о состоянии школьного питания через сайт школы.

    3. Информирование родителей на родительских собраниях.

    1. Обоснование актуальности программы по совершенствованию организации питания Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. Такие нарушения получили название «школьной патологии». Специалисты отмечают, что «школьные патологии» проявляются в развитии опорно – двигательной, пищеварительной, сердечно – сосудистой систем, ростом нервно – психических заболеваний, болезней органов дыхания, зрения. Вследствие этого наблюдается общее снижение уровня психологической комфортности у детей и подростков. И как общее проявление – отрицательная динамика социальной активности, что проявляется в инертности в учебной и трудовой деятельности, а нередко ведѐт к неадекватному и даже агрессивному поведению. Уровень распространѐнности хронической патологии среди учащихся 1 – 9 классов составляет 616, 5 на 1000 учащихся, но уже к 10 – 11 классу он составляет 976, 0 на 1000 человек. При этом на заболевания органов пищеварения приходится 9,5% процентов. Одновременно отмечается рост числа заболеваний, связанных с недостаточным питанием: анемии в 2 раза, ожирения на 27,2%», гастрит и дуоденит на 15, 5%, функциональные расстройства желудка в 5, 2 раза. Необходимость серьѐзно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования, обусловлена рядом объективных причин: - фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период; - в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребѐнком в специально проецируемой деятельности; - школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья. Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровье сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Для решения этой задачи и была разработана программа, которая предполагает, что правильно организованное питание, несомненно, поможет сохранять здоровье школьников.
    2.  IХарактеристика Программы Цель Программы: Обеспечение 100% охвата школьников рациональным и сбалансированным горячим питанием в целях сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

    Основные задачи Программы:

    1.Совершенствование организации, повышение качества, сбалансированности и обеспечение безопасности питания обучающихся. 2.

    Развитие материально – технической базы. Повышение квалификации кадров, обеспечение охраны труда при организации питания в школе.

    3. Совершенствование организации контроля качества сырья и готовых рационов.

    4. Совершенствование организации питьевого режима.

    5. Формирование у детей и подростков рационального пищевого поведения и знаний об основах здорового питания.

     6. Организация системы мониторинга питания обучающихся. Внедрение современных методов мониторинга состояния питания.

    7. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей школьного возраста.

     Программа питания предполагает реализацию следующих принципов: 1. Питание является одним из важнейших факторов определяющих здоровье детей и подростков. Способствует профилактике заболеваний, повышению успеваемости, физическому и умственному развитию, создаёт условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.

    2. Демократизация управления: реализация неотъемлемых прав каждого субъекта (учеников, родителей, педагогов, специалистов) организации питания.

     3. Компетентный подход к требованию, а именно обучению детей и подростков знаниям об основах здорового питания и здорового образа жизни. Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения Программы, сориентированы на личность ребёнка, на создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, на свободное сотрудничество педагогов, воспитателей, семьи на целенаправленное взаимодействие, обеспечивающее совершенствование организации питания.

     Основные направления деятельности и ожидаемые результаты реализации программы: 1-е направление: Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение участников реализации программы Основные мероприятия Ожидаемый результат:

     1. Организационные совещания: – порядок приема учащимися завтраков и обедов; - оформление документов и постановка на бесплатное на питание; - график дежурств и обязанности дежурного учителя и учащихся в столовой.

    Разработка нормативно-правовой и технологической документации по организации школьного питания. Создание системы производственного контроля. Использование форм, обеспечивающих открытость информации об организации школьного питания. Проведение школьных мероприятий по формированию навыков здорового питания Проведение мероприятий по развитию культуры питания.

    2. Совещание классных руководителей «Об организации горячего питания»

     3. Административное совещание по вопросам организации и развития школьного питания

     4. Заседание Совета образовательного учреждения по организации питания с приглашением классных руководителей 1 – 11-х классов по вопросам: - охват учащихся горячим питанием - соблюдение санитарно- гигиенических требований; - профилактика инфекционных заболеваний

    5. Организация работы школьной комиссии по питанию

     6. Осуществление ежедневного контроля за работой столовой, буфета проведение целевых тематических проверок

    7.Совещание педагогического коллектива «Итоги работы школы в направлении организации питания и пропаганды правильного питания школьников»

    8. Родительская конференция «Правильное питание – здоровое питание»

    2-е направление: Методическое обеспечение, работа с педагогическим коллективом Основные мероприятия Ожидаемый результат:

    1. Организация консультаций для классных руководителей 1 -4, 5- 8, 9-11 классов: - работа по выявлению малообеспеченных и социально незащищенных учащихся, подготовке документации, подтверждающей указанный статус. - культура поведения учащихся во время приема пищи, - соблюдение санитарно-гигиенических требований; - организация горячего питания – залог сохранения здоровья. Высокий уровень просвещенности классных руководителей по вопросам организации рационального питания школьников.

     2. Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся Представление опыта работы школы, педагогов, классных руководителей по вопросам организации питания

     3. Информационное участников программы, общественности о реализации основных направлений Программы Работа школьных СМИ: выпуск информационных бюллетеней, буклетов. Оформление веб-страницы на сайте школы «Правильно питание»

    3-е направление: Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся Основные мероприятия Ожидаемый результат:

     1. Проведение классных часов по темам: -«Витамины» - «Режим дня и его значение»; - «Культура приема пищи»; - «Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др. Сформированная позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры питания. Сокращение заболеваемости учащихся. Увеличение численности охвата учащихся горячим питанием до 100%.

    2. Уроки здоровья: - "Плох обед, если хлеба нет", - "Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты", - "Путешествие по музеям напитков". - "Молоко – волшебный дар" и др.

    3. Конкурс газет, плакатов среди учащихся 3 – 7 классов «О вкусной и здоровой пище». Выставка тематических рисунков

    4. Конкурс среди учащихся 5 – 7 классов «Хозяюшка»

    5. Реализация программы «Разговор о правильном питании», «Формула правильного питания», «Две недели в лагере здоровья» (1 – 6 классы)

    6. Конкурс проектов «Кулинарное путешествие»

    7. Работа по оздоровлению обучающихся в каникулярное время

    4-е направление: Работа с родителями по вопросам организации школьного питания Основные мероприятия Ожидаемый результат:

    1. Проведение классных родительских собраний по темам: - «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома, питание учащихся»; - «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний. Итоги медицинских осмотров учащихся» Улучшение осведомленности родителей в области рационального питания школьников. Участие родительского актива в контроле качества питания и уровня организации школьного питания. Увеличение количества обучающихся, питающихся за счет средств родителей.

     2. Индивидуальные консультации медсестры школы «Рациональное питание школьника»

     3. Родительская конференция «Правильное питание – здоровое питание»

     5-е направление: Укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока образовательного учреждения, расширению сферы услуг для учащихся и родителей. Основные мероприятия Ожидаемый результат :

    1. улучшение материально-технической базы, совершенствование эстетической среды школьной столовой

    2. Замена(приобретение)недостающего технологического оборудования: - электрической мясорубки; - электронных весов;

    3. Приобретение посуды и столовых приборов

    4. Продолжение создания эстетической среды школьной столовой

     5. Разработка новых блюд, изделий, их внедрение в систему школьного питания:

     1. Расширение ассортиментного перечня блюд

    2. Использование современных технологий приготовления пищи

    3. Внедрение новых форм организации питания: - «Экспресс-завтрак»; - «Щадящее питание»; - «Витаминный стол».

     4. Апробирование новых методик организации школьного питания

    Характеристика ресурсов Программы: Материальные ресурсы:

     В школе имеются с технологическим оборудованием и мебелью - медицинский кабинет; - столовая; - кухня;

     Кадровые ресурсы: Непосредственно в процессе реализации программы будут задействованы:

     · медицинская сестра;

    · повар ;

    · кухонный рабочий;

    · кладовщик;

    ·классные руководители 1 – 11 классов.

    Нормативно- методические ресурсы: 1. Нормативно-методические документы:

     – действующие санитарно-эпидемиологические правила, нормы, гигиенические нормативы, регламентирующие требования к данному виду учреждения, ко всем осуществляемым видам деятельности, работ, услуг, изготавливаемой продукции– технические регламенты на закупаемые, реализуемые и изготавливаемые виды пищевых продуктов;

     – нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии;

     – локальные акты ОУ по организации питания школьников: приказы, положения, протоколы.

    2. Технические документы:

    – техническая документация (технологические инструкции, рецептуры, техникотехнологические карты, технические условия, сборники технологических нормативов) на изготавливаемую кулинарную продукцию – готовые блюда и кулинарные изделия;

    - прочая производственная документация по вопросам технологии и санитарнопротивоэпидемического режима (приказы, инструкции, положения и т.п.).

    3. Рацион питания обучающихся, воспитанников, согласованный в установленном порядке с органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор.

     4. Внутренняя документация, определяющая функции, обязанность и ответственность работников (приказы, положения, должностные инструкции).

     5. Договоры или контракты (государственные контракты) с поставщиками товаров и услуг:

    - с поставщиками продовольственных товаров,

     - на поставку воды питьевой, расфасованной в емкости, для организации питьевого режима обучающихся и воспитанников;

    - на транспортное обеспечение (транспортные услуги), включая предоставление охлаждаемого транспорта;

     - на поставку моющих и дезинфицирующих средств;

     - на проведение дезинсекции и дератизации;

     - на сервисное обслуживание холодильного, торгово-технологического, санитарнотехнического (в т.ч. вентиляционного) оборудования, стоящего на балансе;

    - на вывоз твердых бытовых отходов; - на вывоз и утилизацию пищевых отходов;

    - на проведение поверки весоизмерительного оборудования;

     - на осуществление работ по производственному контролю со сторонними организациями (включая лабораторно-инструментальный производственный контроль).

    6. Документация по бюджетному учету, в том числе меню-требования (форма ОКУД 0504202) и накопительная ведомость по расходу продуктов (форма ОКУД 0504037).

     7. Документы количественного учета пищевых продуктов, сырья, материалов и т.п., а также товарно-транспортные документы (накладные).

     8. Документы (заверенные копии), подтверждающие качество и безопасность на получаемые (закупаемые) пищевые продукты: удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя, декларация о соответствии (для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации – сертификат соответствия), свидетельство о государственной регистрации (санитарно-эпидемиологическое заключение), ветеринарное свидетельство (на животноводческое сырье).

    9. Документы, подтверждающие качество и безопасность оборудования, посуды, упаковочных и др. материалов, контактирующих с пищей: удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя, декларация о соответствии (для материалов, подлежащих обязательной сертификации – сертификат соответствия), свидетельство о государственной регистрации.

    10. Документы, подтверждающие качество и безопасность моющих (санитарноэпидемиологическое заключение, сертификат соответствия) и дезинфицирующих средств (свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия); инструкции по применению (методические указания) на используемые дезинфицирующие средства.

    11. Эксплуатационная документация (инструкции и руководства по эксплуатации) на торгово-технологическое, холодильное, весоизмерительное и прочее оборудование. 12. Документация в системе производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства, качеством и безопасностью пищевых продуктов, в том числе: - документация, регламентирующая порядок структуру и функции в системе производственного контроля и ее элементов, а также порядок его осуществления (программа производственного контроля, приказы, положения и т.п.); - документы, содержащие собственно результаты производственного контроля, то есть учетная документация – обычно это различные журналы, графики, ведомости, а при наличии технической возможности – база данных специальной автоматизированной информационной системы (АИС); - отчетная документация, предназначенная для руководителя и стороннего пользователя, в том числе: докладные записки и аналитические отчеты.

    13. Документы с информацией для потребителей: - ежедневное меню (ассортимент блюд и кулинарных изделий, скомплектованных по отдельным приемам пищи); - информация об исполнителе услуг, прочая информация об услугах по производству и организации потребления продукции общественного питания.

    14. Инструкции, извлечения из документов и рабочие экземпляры документов для размещения непосредственно на рабочих местах.

     15. Личные медицинские книжки на персонал с отметками о прохождении обязательных медицинских осмотров (предварительных и периодических) и гигиенической аттестации

    IV.               Механизм реализации Программы Функциональные обязанности участников программы:

     1. Задачи администрации школы: - Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания. - Организация питания школьников. - Обеспечение порядка в столовой. - Контроль культуры принятия пищи. - Контроль проведения воспитательной работы со школьниками по привитию навыков культуры приема пищи. - Открытие на сайте школы веб-страницы «Питаемся правильно».

     2. Обязанности работников столовой: - составление меню рационального питания на день и перспективного меню. - включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод. - обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи. - использование современных технологии приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.

     3. Обязанности классных руководителей: - проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма; - воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи; - проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье; - организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.

    4. Обязанности родителей: - привитие навыков культуры питания в семье; - выполнение рекомендаций классных руководителей и медработников по питанию в семье.

    5. Обязанности обучающихся: - соблюдение правил культуры приема пищи; - дежурство по столовой; - участие в выпуске тематических газет; конкурсах, смотрах по теме «Здоровое питание»

    V                         Настоящее Положение согласовывается Педагогическим советом учреждения и утверждается руководителем образовательного учреждения.  Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения.  Положение принимается на определенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакций Положения по согласовании с Педагогическим советом и утверждаются руководителем образовательного учреждения.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie